Тайцзицюань

В переводе с китайского тайцзицюань - это «кулак великого предела».

Это древнее боевое искусство, повсеместно распространенное в Китае. В современном виде – это сложно координированная гимнастика – стиль оформился к середине XIX века. Тайцзицюань относится к внутренним практикам, сочетающим плавное движение и медитацию.

Благотворно влияет на физическое и психическое здоровье человека.

Вин чун

В переводе – «вечная весна».

Это один из стилей у-шу, известный с начала XVIII века. Распространен в Китае и Вьетнаме. Получил широкую известность благодаря Брюсу Ли, который практиковал именно этот вид боевого искусства. Существует в двух видах – отражающий (боевой) и уступающий (внутренний).

Основополагающий принцип вин чун – естественность движения. Он изучается через символы пяти зверей: дракон, змея, тигр, леопард и журавль. Животные воплощают пять основных изучаемых элементов: дух, мягкость, сила, быстрота, равновесие.

При чём тут винтай

Винтай – это гимнастика на базе восточных практик, которая готовит тело и ум для правильного восприятия и воспроизведения тайцзицюань в долгосрочной перспективе. Если тайцзицюань – это школа, то винтай – это подготовительный класс.

Винтай разработан Ильей Аном в сотрудничестве с Сергеем Шелестовым.

Содержание методики - элементы физиологии движения, тайцзицюань и вин чун. Форма обучения – игровая, с использованием парной и групповой работы.

Результат от занятий винтай в кратко- и среднесрочной перспективе:

  • поддержание физической формы
  • умение быстро восстанавливать силы
  • повышение стрессоустойчивости

Проблема

Тайцзицюань основан на непонятных для западного человека принципах движения. Как западному человеку понять что это такое? Найти китайца, чтобы объяснил? Допустим, он скажет: «Корень — в ступнях, раскрытие — в бедрах, управление — в пояснице, форма — в пальцах». («Рассуждения о тайцзицюань», Чжан Санфэн). Спрашивается, как вы будете следовать такой рекомендации?

Еще можно выучить форму и всё время её делать. А через год-другой сравнить своё видео с видео китайского мастера и увидеть, что между вами по-прежнему пропасть. Копируя внешнее движение, вы не подозреваете о том, что оно второстепенно по отношению к внутреннему, энергетическому. И не каждый китайский мастер покажет вам как это сделать.

Очарованность Востоком, вера в то, что он обладает неким сверхъестественным знанием, и помогает, и мешает нам изучать искусство тайцзицюань. Загадочность привлекает, но и ставит барьер между человеком и предметом изучения. А правда в том, что все постижимо. И люди, которые одним легким движением отбрасывают противника на несколько метров – не сверхъестественные существа.

И вы тоже так можете. Надо просто знать, с какой стороны взяться, и взяться за это.

Решение

Для начала нужно понять разницу в подходе ко всему. Запад верит в анализ, Восток – в синтез. Запад разбирает предмет на элементы и изучает их по отдельности, Восток изучает любой объект как целостную систему, в которой все взаимосвязано.

Между этими мирами необходимо перекинуть мостик понимания. Этот мостик – винтай.

Винтай переводит с восточного на западный, с китайского на русский, чтобы мы могли научиться базовым ощущениям и растопить многолетние мышечные напряжения в теле.

Ваши тело и ум должны стать единым целым и действовать согласованно. Вы и музыкант, и скрипка одновременно. При этом начинать приходится с нуля: вы создаете инструмент из куска дерева, учитесь настраивать его и играть на нем.

Четыре главные задачи винтай

Чтобы настроить тело и ум на восприятие тайцзицюань, необходимо решить четыре главные задачи:

  1. Научиться равномерно распределять нагрузку по телу.

    Для того, чтобы достичь активного расслабления всего тела, необходимого для выполнения упражнений, вначале нужно научиться равномерно напрягаться.

  2. Научиться постоянно корректировать тело.

    Все в природе находится в постоянном движении, порядок всегда стремится к хаосу. Так же и тело: чтобы поддерживать в нем порядок, необходимый для правильного гармоничного движения, требуется постоянное внимание и усилия. Задача человека занимающегося – увязать в единое согласованное движение как можно больше точек вашего тела, и эта связь должна сохраняться при любой скорости движения. Например, подбородок должен быть мысленно соединен с 7-м шейным позвонком, ладонь с ладонью, подошва с подошвой и т.д. Вся конструкция должна быть целостной и гибкой одновременно.

  3. Восстановить связь тела с пространством.

    В восточном понимании человек – это не отдельная единица, а часть неизмеримо большего целого, т.е. часть окружающего пространства. Эту связь себя с миром мы и налаживаем или, точнее, восстанавливаем, так как когда-то она у нас была, просто потерялась во взрослой жизни. Сформировав целостность и наладив внутренние связи (см. п.2), мы устанавливаем связи с точками внешнего пространства.

  4. Установить партнерские взаимоотношения.

    Партнер помогает вам корректировать себя, закреплять уже имеющиеся ощущения и находить новые. В парном взаимодействии рождаются новые движения. Без контакта с партнером вы не можете проверить, верно ли то, к чему вы пришли при одиночных занятиях, или это просто продукт вашего ума. Поэтому партнер – ваш самый ценный ресурс, и вы постоянно ищете с ним общий язык, настраиваетесь на одну волну.

Все эти задачи мы решаем на наших занятиях, которые подчинены ясной и четкой цели – приблизиться к практике тайцзицюань.

Да, это не выглядит как традиционые занятия восточными практиками. Я исхожу из того, что для приближения к истине можно и нужно расширять рамки привычного обучения и использовать все доступные средства. Рамки традиции часто ограничивают, тормозят процесс познания.

Убедившись в этом на собственном многолетнем опыте и осознав, что к цели можно прийти быстрее и проще, я отказался от привычного метода – усвоения внешней формы и многолетнего поиск ее содержания через тысячекратные повторения. А точнее, дополнил традиционный метод его противоположностью: с самого начала я даю своим ученикам внутреннее ощущение как базу для внешнего движения, а они совершенствуют его. Когда-то именно так произошло со мной, когда Виктор Сяо и мастер Чжу показали мне, как тело следует за ощущением покоя, легкости или силы, которое рождается внутри.

Не скованные рамками традиции, мы свободно перемещаемся во всех плоскостях нашего пространства. Именно свобода самовыражения приводит к творчеству в движении, рождает естественность. А свободный переход из плоскости в плоскость и естественное движение ценятся в тайцзицюань в первую очередь.

Все это позволяет двигаться по пути познания гораздо быстрее. К тому, что при традиционной методике вы пришли бы за 10 лет, вы приходите уже через год-два. Фактически я экономлю ваше время – сразу даю подсказку как сделать, а остальное зависит от вас.

Движения вин чун являются неотъемлемой частью наших занятий. В сущности, все боевые искусства Востока ищут одно и то же – естественное рациональное движение, баланс малого и большого, периферии и центра, с их помощью человек обретает себя и свое место в мире. В этом смысле никакой стиль не противоречит друг другу, так как является инструментом, а не целью познания.

Можно найти тайцзицюань в любом другом стиле, так как его элементы, намеки и отголоски есть везде. Наша задача их распознать и поставить себе на службу. Техника вин чун идеально подходит для занятий тайцзицюань, так как позволяет укрепить новые, поначалу еле заметные ощущения, из которых рождается естественное движение.

В парных упражнениях вин чун позволяет почувствовать партнера, «разыграть» движение. При этом как бы быстро ты не двигался, внутри все время контроль, спокойствие и баланс. И в сочетании все это приводит к единству внешнего и внутреннего движения. А это уже философия тайцзи.

Чему вы научитесь

Результаты занятий винтай измеримы. Уже на первом занятии вы:

  • Получите представление о внутреннем движении, которое является основой тайцзицюань
  • Познакомитесь с базовыми ощущениями, из которых рождается внутреннее и внешнее движение
  • Настроитесь на рабочий день, получите хорошее настроение

Через несколько месяцев:

  • Изучите базовые движения тайцзицюань
  • Выучите форму жу-и (сжатый комплекс стиля Ян), придуманную великим Ши Мином – китайским мастером тайцзицюань.
  • Научитесь снимать стресс и отдыхать в движении

Через год:

  • Научитесь владеть своим телом
  • Повысите стрессоустойчивость
  • Радикально улучшите концентрацию внимания

А дальше?

Дальше - как вам будет угодно. Или, заимствуя название формы жу-и, «как пожелает ум». Можно придерживаться оздоровительной части или пойти глубже в изучении винтай и тайцзицюань. А можно, получив представление о сути предмета, отправиться на поиски нового. Ведь не исключено, что вам окажется ближе йога или цигун, а может, вин чун, например.

Ощущения

Из-за того, что тайцзицюань в первую очередь искусство движения, всегда есть соблазн укрепиться именно в этом «гимнастическом» аспекте практики, как часто и происходит. Нередко тайцзицюань изучают как набор физкультурных и дыхательных упражнений. Это, безусловно, имеет смысл. Однако физическая активность в чистом виде – это только вершина айсберга, который представляет собой тайцзицюань.

Чтобы оживить сухие точные движения и превратить математику в музыку, нужно немножко магии. Нужны ощущения – источник внутренней силы, которая заставит ваше тело двигаться.

Когда человек движется не только мышечным каркасом, а всем своим существом, тогда творится чудо познания себя и окружающего мира. А внешние движения, наполнившись этой силой, приобретают красоту, легкость и объем.

Ощущения - неотъемлемая часть тайцзи и боевых искусств вообще. Они очерчивают границы вашего невидимого, но реального и осязаемого энергетического тела, которое влияет на тело физическое.

Например, ощущение легкости. Оно знакомо абсолютно всем. Каждый человек хоть раз летал или бегал во сне, когда тело становится невесомым, а силы – безграничными. Если вам когда-нибудь хотелось прыгать от радости, то вы знаете, что в этот момент все ваше тело становится живым и легким. И уж точно любой из нас хоть раз взлетал по крутой лестнице или за секунду перемахивал через забор, а потом удивлялся как это вышло.

Ощущение может быть и другим – например, тяжести или спокойствия. Но главное, что когда оно разливается по всему телу, даже самое простое и привычное движение приобретает совсем другое качество. Механика заводной игрушки уступает место грации живой птицы. Так отличаются движения талантливых танцовщиков от посредственного кордебалета.

Так бывает, когда на сцене, на ринге или на татами – все равно где – появляется человек, который феноменально отличается от других легкостью, точностью и красотой движений. Это творческий момент вдохновения, который может прочувствовать любой человек, пусть даже он никогда ничем не занимался.

Вот это творчество мы ищем в себе каждый раз, когда приходим на занятия. Каждый раз, потому что ощущения - это то, что вы чувствуете здесь и сейчас.

Сознательно вызвать у себя нужное ощущение очень непросто. Ведь в зале нет таких обстоятельств, которые заставили бы вас прыгать от радости. Поэтому на наших занятиях инструктор сначала делится ощущением, дает вам почувствовать его на контакте. После этого, запомнив его, вы можете самостоятельно его развивать: наполнять им форму или отрабатывать на контакте с партнером.

Ощущение – вещь тонкая и капризная, его бывает трудно услышать за мышечными напряжениями, а еще труднее – сохранить на какое-то время. И здесь партнер – ваш верный помощник. Его реакция - лакмусовая бумажка, которая показывает правильно ли вы делаете упражнение.

Вы задаете ощущение – партнер его чувствует, реагирует и в следующем движении возвращает его вам. И когда вы с партнером ловите одну волну, ощущение становится общим и несет вас, как поток. Со стороны это выглядит как импровизированный танец или игра. И в этот момент вы по-настоящему чувствуете себя живым.

Ши Мин (1939—2000) и форма ЖУ-И

Ши Мин – выдающийся мастер тайцзицюань стиля Ян, старший ученик мастера Чжу Хуайюаня и заслуженный преемник школы Ян ветви Ван Юн Цюаня.

Был «народным» мастером, не гнался за почестями и регалиями, занимался и преподавал тайцзи в пекинском парке. Отличался нестандартным подходом к предмету, стремился не коснеть в одном стиле, а находить истинный дух тайцзи во всем.

Преподавал около 30 лет, разработал свою методику обучения,. Был абсолютно предан делу и занятиям, к нему приезжали энтузиасты со всех концов света.

Оставил в наследие форму «Жу-и», сейчас более известна как «Сжатый комплекс классического Ян». Эту форму мы изучаем на наших занятиях. Смотреть видео.

Место для занятий

Наша практика, так же как и тайцзицюань, не требует приспособлений и ухищрений. Это просто ты и окружающий мир, поэтому сделать упражнение или форму можно в любой момент. Именно поэтому многие видео тайцзицюань сняты на природе. Собираются люди, объединенные общим интересом, и начинают заниматься. Такой парковый тайцзицюань доступен для всех - детей и пожилых людей, новичков и мастеров.

И мы стремимся к такой же естественности и непринужденности, поэтому, в дополнение к залу, часть наших занятий проходит в парке.